Методический кабинет
Методические рекомендации по работе с книгами, предоставленными фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»: методическое пособие / Н. А. Медова, Т. В. Ревина, М. В. Ершова; ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов
Методические рекомендации по работе с книгами, предоставленными фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», разработаны учителем-дефектологом Мёдовой Н.А., сотрудниками Культурно-образовательного центра для детей с ограниченными возможностями ТОУНБ им. А.С. Пушкина Ревиной Т.В. и Ершовой М.В.
Методические рекомендации предназначены для родителей, педагогов специальных и общеобразовательных школ, реализующих идеи инклюзивного образования, воспитателей дошкольных учреждений, специалистов по раннему развитию детей, психологов, библиотекарей.
ОГАУК Томская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина, 2013
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества.
Знакомство с окружающим миром у детей начинается с детских книжек. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает некоторые трудности при общении с книгой, особенно с той, которая на своих страницах размещает коррекционно-развивающий материал. Задача взрослого научить ребёнка пользоваться предложенным материалом, тем самым приближая его к целостному восприятию мира, как основе обучения.
Привлечение ребёнка к участию в различных предметных действиях (манипуляции с предметами, ощупывание объёмных и разных по текстуре предметов и т.д.) побуждает его через речь к действию с ними, название предметов, признаков предметов, которые можно ощутить, развивают понимание речи. Соединение предметно-практической деятельности, материала по развитию тактильности с произведением устного народного творчества не только обогащает внутренний мир ребёнка с нарушенным зрением через воспитание культуры зрительно-осязательного восприятия, но и формирует познавательную деятельность дошкольника или младшего школьника.
В связи с этим появление книг, предоставленных фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», которые гармонично сочетают всё вышесказанное, вызывают интерес как у родителей детей с нарушенным зрением, так и у педагогов-дефектологов, занимающихся коррекцией нарушений, обусловленных сенсорной, двигательной и ментальной депривацией.
Эти книги можно использовать как часть занятий в образовательном учреждении, родителями при домашнем обучении, логопедами для развития речи, дефектологами. Основными функциями книг данной серии являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная и гедонистическая. Создание проблемных ситуаций на страницах книг дает возможность ребенку самостоятельно искать решения и делать выводы. Занятия по книгам помогают корригировать нарушения познавательной и коммуникативной деятельности детей с особенностями здоровья.
В методических рекомендациях нами представлено деление книг, предоставленных фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»:
• по их содержанию: ассоциативные, дидактические, художественные, игровые и т.д.;
• по видам: книги с вырубкой по контуру, с панорамным изображением, с музыкой, с тактильными вставками, с театром, с заданиями, с движущимися частями, с текстом по системе Брайля.
Каждое издание классифицировано по возрастным и психофизическим особенностям детей. В связи с этим наше пособие можно разделить на четыре части:
Краткий анализ книг.
Методические рекомендации к книгам с учётом возрастных особенностей детей с нарушениями и времени наступления дефекта.
Методические рекомендации к книгам с учётом психофизических особенностей детей с нарушениями в развитии.
Примеры коррекционно-развивающих занятий с использованием книг серии.
Краткий анализ книг
Книги с высоким контуром, вырубкой содержат изображения, в которых важный по содержанию объект выделен по контуру, что улучшает восприятие текста и помогает лучше понять содержание книги детишкам с нарушениями. А еще они развивают тактильную чувствительность пальчиков, мелкую моторику рук.
Панорамные книжки имеют особое строение. Раскрыв их, ребёнок видит объёмное изображение с двигающимися элементами, которые непременно привлекут внимание детей и позволят максимально использовать образовательные возможности издания. Примеры: Распэ Э. «Приключения Мюнхгаузена», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Гоголь Н. «Ночь перед Рождеством», Ершов П. «Конек-горбунок», Бианки В. «Путешествие муравьишки» и т.д.
На страницах книги-театра разыгрывается настоящее сказочное представление. А зрителями и участниками этого волшебного спектакля являются ребята. Они могут не только рассматривать картинки, но и весело играть с героями сказок. Примеры: братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» и «Бременские музыканты», Стивенсон Р.Л. «Маленькая страна», Мурр Л. «Крошка Енот», Киплинг Р. «Слоненок» и т.д.
Книги с движущимися частями могут быть снабжены специальными вращающимися дисками с меняющейся познавательной информацией. А также движущимися отдельными частями тела животных, человека, что позволяет создать определённое настроение в соответствии с сюжетом. Например, книжка с иллюстрацией собачки, которая может кивать головой или махать хвостиком. Примеры: «Два веселых гуся», «Джек – бобовое зерно», «Как дойти до десяти», «Крококот», братья Гримм «Мальчик-с-пальчик» и т.д.
Книжки с «наложениями» обеспечивают максимальное сенсорное обследование изображения и полное тактильное восприятие. Такие книги снабжены дополнительными (кроме бумаги) материалами. Например, в книжке про кошек можно потрогать мохнатую лапку, пощекотать усы из лески, поиграть кожаным мячиком, потрогать блестящий орнамент на коробочке, в которой спрятались котята. Всё это сопровождается интересным текстом. Примеры: Крылов И. «Басни», братья Гримм «Беляночка и Розочка», Чуковский К. «Айболит», «Костюм Деда Мороза», Хогарт Э. «Хвостик ослика Маффина» и т.д.
Книги с дублированием плоскопечатного материала текстом рельефно-точечным шрифтом Брайля предназначены для детей с тяжёлыми нарушениями зрения и представляют собой точечно-графическое изображение текста. Примеры: «Все в порядке», Чуковский К. «Муха-Цокотуха», «Необычный слон», «Тигр вышел погулять», «Три поросенка» и т.д.
Музыкальные вставки в книгах делают сюжет более понятным и интересным для детей. Они передают настроение, удерживают внимание. Примеры: «В лесу родилась елочка», Маршак С. «Веселые стрижи», «На даче», Киплинг Р. «Рики-тики-тави» и т.д.
Действия, выполняемые ребёнком при работе с изданиями
Все указания носят рекомендательный характер, поэтому родители и педагоги вправе варьировать их.
Изучение книги – ребёнок держит книгу в руках, рассматривает картинку на обложке, в соответствии с особенностями здоровья переворачивает.
Обследование книги – ребёнок самостоятельно (или с помощью взрослого), перелистывает страницы, рассматривает находящиеся в книге вставки, дополнительные элементы и т.д.
Определение порядка действия – показать, одновременно объясняя порядок действий. Затем проделать эти действия вместе с ребенком. Далее предоставить ему самостоятельность и при необходимости помогать действием или советом.
Концентрация внимания – восприятие мелких предметов (не выделенных издателями) с помощью обводки этого предмета, подсветкой фонариком, настольной лампой, обозначение контрастной линейкой красного или черного цвета, приложив ее под объект рассматривания. Можно наложить на объект такого же цвета выделительную рамку, в отверстии которой должен быть хорошо виден рисунок.
Прослушивание – работа со звуковыми вставками в издании. Работа над фонематическими процессами детей с нарушениями.
Беседа – поговорить с детьми по сюжету (перед началом работы), показать заинтересованность взрослого в сюжете, в изображении, в технике подачи материала.
Общие рекомендации по подготовке к работе с книгами
Всю работу с книгами необходимо разделить на несколько этапов.
Подготовительный этап. Педагог на данном этапе изучает художественные вкусы ребёнка и особенности развития – какие функции нарушены больше, на какие можно опираться и т.д. Особое значение имеет возраст ребёнка, время возникновения нарушения. Данная информация обеспечит грамотный подбор книг с развивающими дополнениями. Также в этот период педагог знакомится с содержанием программы, по которой занимался ребёнок ранее, какие произведения знает, какие навыки работы с книгой у него сформированы.
Задача родителей на данном этапе определить общие тенденции в программе дошкольного (школьного) обучения по художественной литературе, а также интересы своего ребёнка.
Основной этап включает в себя знакомство педагога с книгами, с содержанием, с дополнительными развивающими вставками, прослушивание аудиоматериалов, которые будут иллюстрировать произведения. Продумать деятельность, которая будет сопряжена с работой над книгой.
Заключительный этап предполагает подготовку индивидуального цикла занятий с различными книжками для детей с учётом возраста и нарушения.
В связи с тем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья сложность представляют манипуляции с предметами, перед работой с книгой можно предложить ребёнку в качестве игры упражнения на формирование мелкой и общей моторики. Желательно, чтобы содержание упражнений было связано с темой и сюжетом книги, с которой вы собираетесь работать, либо предложить выполнить задания с различными предметами (монетами, чётками, палочками и т.д.). Это повышает эффективность занятия, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.
Упражнения с монетами. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем с закрытыми.
Упражнения с четками. Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал – дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме четок, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.
Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью или чтением стихотворения, или скороговорки из книги, которую ребёнку предстоит познать.
Упражнения с палочками и карандашами. Большинство упражнений выполняются каждой рукой попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.
Упражнения с мячами. Первая проблема при работе с мячами – выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям. Чтобы успокоить ребенка, предложите ему почувствовать мяч в своей руке, полезно попросить его закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он – теплый или холодный, легкий или тяжелый, гладкий или шероховатый, и т.д.
Методические рекомендации к книгам с учётом возрастных особенностей детей с нарушениями и времени наступления дефекта
Раннее детство (от 0 до 3 лет)
Дети в этом возрасте обращают внимание на звуки, смотрят в глаза, возникает возможность фиксации предметов, активно слушают речь взрослого (прекращают другую активность, издают восклицание); сами ищут контакта, дифференцируют человеческую речь от других звуков, сопровождают предмет глазами длительное время, переводят взгляд с одного объекта на другой (развитие зрительной ориентировки ребенка).
С учётом этих возможностей актуально использование на занятиях с детьми книг с музыкальными и тактильными вставками, движущимися предметами.
Дошкольники (от 3 до 7 лет)
Ребята в этом возрасте в речи используют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, часто задают вопросы «почему?», «когда?», «зачем?». Проявляются элементы ролевой игры – «дочки-матери». Дети владеют свободными, координированными движениями рук, знают шесть основных цветов, подбирают предметы по цвету и оттенку, знают и подбирают «круг», «квадрат», «треугольник», умеют сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируются в пространстве, узнают на ощупь предметы.
Дети могут выполнять движения в указанном темпе. Создают новые игры, предпочитают групповые игры, обобщают и анализируют свою деятельность, отдают предпочтение групповым играм.
Это самый продуктивный для работы период, любая книга интересна ребятам и будет являться развивающим моментом.
Школьники (от 7 до 12 лет)
Для детей этого возраста характерно собственное особенное освоение предметного, физического и социального мира. Надо понимать, что в этот период жизни происходит переход от коллективного творчества «делай как я» к осмыслению индивидуального, самостоятельного решения и действия. Впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Дети постепенно овладевают своими психическими процессами, учатся управлять вниманием, памятью, мышлением.
Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Ведущая деятельность – учебная. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память и восприятие.
Для детей этого возрастного периода полезны будут книги из школьной программы. В серии они представлены в доступной и популярной форме.
Варианты использования дополнительных вставок в книгах серии для детей в соответствии с возрастными особенностями
Возраст Дополнительная вставка Тематика Задачи
0-3 Музыка, движущиеся вставки, тактильные вставки, вырубка по контуру изображения. Устное народное творчество, песенки, ритмичные стихи-сказки: «Два весёлых гуся»,
Маршак С., Хармс Д. «Весёлые чижи», Чуковский К. «Мойдодыр» и «Муха Цокотуха», Ушинский К. «Сказки», «В лесу родилась ёлочка». Положительный опыт игрового общения со взрослыми.
Формирование ритма речи.
Загадывание загадок как минимизированного аналога сказки.
Накопление информации, социального опыта.
3-7 Музыка, движущиеся вставки, тактильные вставки, панорамное изображение, книга-театр, книга-игра, вырубка по контуру изображения, задания к книге. Распэ Э. «Барон Мюнхгаузен», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», «Беляночка и Розочка», Бременские музыканты», «Мальчик-с-пальчик», Чуковский К. «Доктор Айболит», Блайтон Э. «Знаменитый утёнок Тим», Хармс Д. «Иван Иваныч Самовар», Мурр Л. «Малыш енот» и т.д. Реализация развивающего потенциала книг.
Использование интеграционных возможностей книг.
Развитие речи.
7-12 Музыка, движущиеся вставки, тактильные вставки, панорамное изображение, книга-театр, книга-игра, вырубка по контуру изображения, задания к книге. Программная литература. Привлечение за счёт дополнительных вставок и ярких иллюстраций к прочтению программной литературы.
Акцентуация на главной идее произведения.
Приобщение к словесному творчеству.
Активизирование детей на проектирование собственной книжки по прочитанному произведению.
Методические рекомендации к книгам с учётом психофизических особенностей детей с нарушениями в развитии
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения при работе с книгами
Специфика работы со слепыми и слабовидящими детьми проявляется в дозировании учебных нагрузок, применении специальных оптических и тифлопедагогических устройств, технологий стратегий. Во время проведения занятия с книгой следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 7-10 минут для слабовидящих школьников и 3-5 минут для дошкольников. Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка. Дети должны размещаться ближе к естественному источнику света.
Искусственная освещенность должна составлять от 500 до 1000 лк. Свет должен падать с левой стороны или прямо. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света.
Как правильно осуществлять сопровождение
Предварительно педагог (родитель) учит ребёнка правильному обследованию. Он кладёт свою ладонь на руку ребёнка на любое изображение и легко подталкивает её к скользящему движению в какую-нибудь сторону. У ребёнка закрыты глаза. Затем взрослый убирает свою ладонь. Если ребёнок поднимает руку, взрослый, словом направляет его на поисковые движения ладонью. Как только рука ребёнка окажется на нужном объекте, и ребёнок назовёт и опишет его, взрослый предлагает проверить подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев. Только после этого следует открыть глаза и удостовериться в правильности действий. Если у ребенка низкая осязательная чувствительность пальцев, перед работой с картинками надо предложить ему зрительно и осязательно обследовать всю иллюстрацию. Для тренировки чувствительности полезны упражнения, представленные в общих рекомендациях по сопровождению.
В целях усиления зрительного восприятия мелких предметов можно воспользоваться обводкой этого предмета или осветить фонариком, настольной лампой. Концентрацию зрительного внимания можно подчеркнуть контрастной линейкой красного или черного цвета, приложив ее под объект рассматривания. Можно наложить на объект такого же цвета выделительную рамку, в отверстии которой должен быть хорошо виден рисунок.
Варианты использования дополнительных вставок в книгах для детей с нарушениями зрения
Виды вставок Задачи использования дополнительных вставок Особенности сопровождения
Вырубка по контуру изображения. Учить алгоритму обследования.
Алгоритм 1
- приготовь указательные пальцы, другие сожми в кулачки;
- правым пальцем коснись верхнего, а левым – нижнего уголка с открытой стороны двери;
- поверни вправо;
- с верхнего угла опусти палец на нижний угол, опираясь на большой;
- левую руку переложи на стишок, выпрямив ее пальчики.
Алгоритм 2
- правую руку положи на фигуру, выпрями ладонь, чтобы пальцы были вместе;
- положи под открытую часть двери мизинец;
- медленно поднимай руку вверх вместе с дверью;
- положи ладонь на открытую дверь;
- отодвинь ладошку вправо до большого пальца, он прижимает край двери.
Учить локализовывать форму предмета.
Закреплять навыки осязательного восприятия изображений по алгоритму.
Учить идентифицировать осязательное восприятие изображений с плоскостным изображением. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Технология «Руку в руку».
Сопровождение рассматривания (анализ, сравнение, обобщение) и наблюдения (обогащение словаря, побуждение объяснить наблюдаемое).
Фиксация наблюдения.
Панорамное изображение. Учить в условиях панорамного изображения картинок находить зрительный объект.
Формировать зрительный целостный образ. Совместное обсуждение особенностей изображения.
Использование понятий «дальше», «ближе».
Музыка. Формировать фонематические процессы.
Учить пониманию сюжета через слуховое представление. Фиксация слухового внимания.
Сопровождение эмоционального восприятия сюжета, сопряжённой мимики и пантомимики.
Тактильные вставки. Закрепить правила осязательного обследования.
Способствовать нахождению точного определения текстуры материала – шершавый, меховой, бархатный, бумажный, клеенчатый, кожаный, придавая нужную падежную форму по тексту.
Формировать тактильную память. Совместная деятельность по обследованию изображений.
Специально подготовленная беседа, направленная на формирование тактильной памяти.
Предварительная подготовка пальцев рук специальными упражнениями по формированию мелкой моторики.
Театр, игра. Развивать игровые навыки.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать сюжетную игру как самостоятельную деятельность ребёнка. Дать свободу ребёнку в игре. Если ребёнок затрудняется, помочь действиями или вопросами, активизирующими игру.
В театре ребёнок сам должен распределить роли. Он даже может предложить сценарий постановки, взрослому достаточно уточнить качества героев, расставить эмоциональные акценты.
Задания к книге. Стимулировать собственное познание.
Научить получать информацию. Расширить задания, которые даны в книге.
Нацелить ребёнка (наводящими вопросами, тактильными подсказками и т.д.) на поиск информации в книге.
Движущиеся части. Формировать глазодвигательную функцию. Сопровождать направления движения.
Рельефно-точечный шрифт Брайля. Формировать тактильную чувствительность.
Обучать рельефно-графическому шрифту. Педагог помогает находить текст по Брайлю на листе.
Выделять точки, дифференцировать их (обучение грамоте по системе Брайля не предусмотрено).
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при работе с книгами
Приступая к работе по книге, мы должны учитывать особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Это, прежде всего, ограничения со стороны предметно-практической деятельности, недостаточное развитие предметного восприятия, затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь, разнообразные эмоциональные расстройства. Для ребёнка с нарушением ОДА для проведения развивающего занятия подходят все представленные виды книг.
Как правильно осуществлять сопровождение
Взрослый находится за ребенком или рядом с ведущей рукой. В случаях затруднения с рассматриванием, он регулирует оптимальное расстояние от глаз ребенка до рисунка. Направляет движения руки сопряженными действиями «рука в руку». Более тонкие манипулятивные движения (открывание, закрывание, действия двумя пальчиками с веревкой, отклеивание и т.д.) надо сначала показать, одновременно объясняя порядок действий. Затем проделать эти действия вместе с ребенком «рука в руку». Далее предоставить ему самостоятельность и при необходимости помогать действием или советом.
Уважаемые родители и педагоги, не торопитесь рассматривать сразу всю книжку. Сначала просто перелистайте её странички, познакомьте ребенка с её героями, пускай он исследует вырубки. Затем разглядите каждый разворот более подробно. Текст дан не только для знакомства с произведением. Постройте диалог с ребёнком после прочтения текста, исходя из его индивидуальных особенностей. Для детей с нарушением ОДА собственное речевое сопровождение сюжета книги является необходимым фактором его развития. В связи с этим полезно задавать ребёнку вопросы. Какие могут быть вопросы?
Побуждающие ребёнка найти то или иное изображение.
Привлекающие ребёнка к действующим персонажам.
Побуждающие ребёнка строить простые фразы.
Привлекающие ребёнка к манипулятивным действиям как необходимым факторам исследования.
Ответы могут быть устные, однако, если у ребёнка проблемы с речью (отсутствие, малопонятная и т.д.), то можно предложить альтернативные формы ответа: физические – показ движениями, показ наглядности и др.
Варианты использования дополнительных вставок в книгах для детей с нарушениями ОДА
Виды вставок Задачи использования дополнительных вставок Особенности сопровождения
Вырубка по контуру изображения. Развивать зрительную ориентацию с объектами на картинке.
Учить алгоритму обследования и действию с предметами.
Развивать зрительно-осязательное восприятие отдельных рисунков.
Учить локализовать форму предметов. Использовать технологию «рука в руку».
Объяснять с помощью соответствующей лексики расположение одного предмета по отношению к другим.
Панорамное изображение. Учить в условиях панорамного изображения картинок находить зрительный объект.
Формировать зрительный целостный образ. Совместное обсуждение особенностей изображения.
Использование понятий «дальше», «ближе».
Музыка. Развивать навык соотносить на слух текст и изображение.
Развивать все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное и т.д.). Педагог предлагает определить близкое и далекое звучание музыкального инструмента.
Воспроизводить простейшие ритмы, отхлопывая в ладоши, слушая музыку.
Употребление понятий «громко-тихо», «высоко-низко», «быстро-медленно». Использовать их в речи.
Тактильные вставки. Учить способу отклеивания и приклеивания, открывания, закрывания, вкладывания и т.д.
Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
Формировать мышечно-суставное чувство. Педагог показывает алгоритм (образец) и сопровождает свои действия словами, обращая внимание ребенка на последовательность и содержание, а затем предлагается ему воспроизвести показанные движения.
Театр, игра. Развивать игровые навыки.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать сюжетную игру как самостоятельную деятельность ребёнка. Дать свободу ребёнку в игре. Если ребёнок затрудняется, помочь действиями или вопросами, активизирующими игру.
В театре ребёнок сам должен распределить роли. Он даже может предложить сценарий постановки, взрослому достаточно уточнить качества героев, расставить эмоциональные акценты.
Задания к книге. Стимулировать собственное познание.
Научить получать информацию. Расширить задания, которые даны в книге.
Нацелить ребёнка (наводящими вопросами, тактильными подсказками и т.д.) на поиск информации в книге.
Движущиеся части. Научить ребенка произвольно брать и отпускать движущиеся вставки, перекладывать их из руки в руку.
Научить отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение. Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях необходимо использовать такие игры, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом» и т. д.
Последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными (сложными) нарушениями при работе с книгами
Дети с комплексными нарушениями наиболее сложная в работе категория детей. Общим для них является: отставание развития мышления, недостаточная сформированность операций обобщения, абстрагирования, внимание недостаточно устойчивое, отставание в развитии моторики (двигательная неловкость и недостаточная координация) прослеживается у всех детей, нарушения в эмоционально-волевой сфере. У некоторых детей со сложным нарушением отмечается формальный контакт со взрослыми или наблюдаются случаи полного отказа от сотрудничества. Пассивность в общении, слабый интерес к окружающему тормозят процесс формирования коммуникативных средств. В связи с этим длительное время остаются на эмоционально-личностной форме общения, предпочитая телесный контакт.
Как правильно осуществлять сопровождения
При осуществлении сопровождения детей со сложными нарушениями взрослый учитывает индивидуальные показания физического развития личности. На начальном этапе работы с книгами необходимо определить, какие функции у ребёнка сформированы, и подбирать книги с заданиями, доступными для ребёнка. В ходе занятия педагог определяет невербальные или вербальные знаки, которые помогут во время обучения находить способы переключения или обращаться за помощью к взрослым.
При взаимодействии ребёнка со сложными нарушениями с взрослым происходит формирование важного умения вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации (используя невербальные и вербальные формы, технические средства). Сопровождающему при работе с книгой необходимо активизировать вовлечение детей в деятельность на основе показа, игры, игровых движений. Важно выработать систему поощрений при любом проявлении самостоятельности.
Варианты использования дополнительных вставок в книгах для детей с комплексными (сложными) нарушениями
Виды вставок Задачи использования дополнительных вставок Особенности сопровождения
Вырубка по контуру изображения. Изучить предмет тактильно, зрительно, на основе словесного сопровождения.
Научить фокусировать взор на предмете. Помощь в различении и идентификации образа.
Панорамное изображение. Учить восприятию целостного изображения (сюжета). Игра «Картинка, не картинка».
Нахождение предмета по заданию.
Музыка. Способствовать снижению эмоциональной тревожности.
Способствовать формированию ритма. Педагог предлагает определить близкое и далекое звучание музыкального инструмента.
Воспроизводить простейшие ритмы, отхлопывая в ладоши, слушая музыку.
Употребление понятий «громко-тихо», «высоко-низко», «быстро-медленно». Использовать их в речи.
Тактильные вставки. Формировать тактильную чувствительность, мелкую и общую моторику рук.
Удерживать предметы (на веревочках и т.п.) в руках. Прослеживание действий за взрослым.
Выполнение по подражанию, с помощью и самостоятельно.
Сочетание с игровой деятельностью
Театр, игра. Способствовать формированию игровых навыков.
Способствовать формированию мимики и пантомимики. Полное сопровождение.
Пассивная демонстрация действий или в игре, или в представлении.
Задания к книге. Не эффективны.
Движущиеся части. Научить ребенка произвольно брать и отпускать движущиеся вставки, перекладывать их из руки в руку, отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение. Технология «рука в «руку».
Отслеживание движения глаз.
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи, слуха при работе с книгами
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с этим возникает необходимость в дополнительном вопросе, в уточнении частей предметов и объектов, глаголов, выражающих утонченность действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных. Развитие речи при работе с книгами проявляется в нахождении слов и речевых выражений, как можно более точно отражающих содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и предложений.
Регулярные занятия не только способствуют лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и позволяют использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем при составлении собственных рассказов.
В связи с тем, что у детей с нарушением слуха формирование речи начинается на раннем этапе (с трёх лет) с опорой на наглядность, варианты использования книг со вставками схожи с теми, которые мы используем для работы с детьми с нарушением речи.
Как правильно осуществлять сопровождение
Педагог вместе с ребёнком предварительно обследует сенсорные вставки книг. Играя пальчиками, ребёнок формирует основу для дальнейших речевых упражнений. Затем педагог (родитель) начинает работать с содержанием книги. Называет предмет, показывает его и просит повторить за ним. Потом в соответствии с содержанием книги добавляются слова-признаки или слова-действия. На заключительном этапе ребёнок произносит фразу с опорой на изображение. Яркие картинки, вставки будут мотивировать ребёнка к формированию фразовой речи.
Для детей с нарушением слуха можно выделить ряд особенностей при работе с книгами со вставками. Особое внимание уделяется формированию произносительной стороны речи. Задания предлагаются сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе. После накопления «слухового словаря» – задание, поручение, содержание материала предлагается на слух.
Варианты использования дополнительных вставок в книгах для детей с нарушением речи, слуха
Виды вставок Задачи использования дополнительных вставок Особенности сопровождения
Вырубка по контуру изображения. Формировать мелкую моторику.
Обогащение лексики и слухового внимания. Чётко называть исследуемые предметы, просить повторить.
Панорамное изображение. Отработка предлогов.
Уточнение значений наречий места.
Обогащение слухового словаря. Добиваться самостоятельного употребления изучаемых слов.
Музыка. Развивать навык соотносить на слух текст и изображение.
Развивать все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное и т.д.). Педагог предлагает определить близкое и далекое звучание музыкального инструмента.
Воспроизводить простейшие ритмы, отхлопывая в ладоши, слушая музыку.
Употребление понятий «громко-тихо», «высоко-низко», «быстро-медленно». Использовать их в речи.
Тактильные вставки. Формировать мелкую моторику.
Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов. Действия ребёнок производит сам, допускается творчество.
Педагог просит свои действия сопровождать описательными фразами.
Театр, игра. Развивать игровые навыки.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать сюжетную игру как самостоятельную деятельность ребёнка. Дать свободу ребёнку в игре. Если ребёнок затрудняется, помочь действиями или вопросами, активизирующими игру.
В театре ребёнок сам должен распределить роли. Он даже может предложить сценарий постановки, взрослому достаточно уточнить качества героев, расставить эмоциональные акценты.
Задания к книге. Стимулировать собственное познание.
Научить получать информацию. Расширить задания, которые даны в книге.
Нацелить ребёнка (наводящими вопросами, тактильными подсказками и т.д.) на поиск информации в книге. Стимулировать самостоятельные ответы.
Движущиеся части. Использовать для автоматизации звуков (например: едет машина, и у неё ревёт мотор «РРРРРР»).
Использовать для отработки звукоподражаний (двигаем собаку и, пока движется рука с вставкой, ребёнок произносит: «Гав! Гав! Гав!»). Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях необходимо использовать такие игры, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом» и т. д.
Последовательный показ картинок.
Примерные конспекты занятий
Занятие с детьми
по сказке В. Бианки «Приключение Муравьишки»
Программное содержание.
Образовательные цели: обобщать представления о многообразии насекомых, закрепить знания о внешнем строении, умения классифицировать их.
Развивающие цели: развивать умения создавать объемные образы насекомого, используя разнообразный материал (природный материал, пластилин).
Воспитательная цель: привить интерес и любовь к книге – главному источнику знания.
Коррекционная задача: развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.
Двигательно-оздоровительные мероприятия: пальчиковая гимнастика «Насекомые», музыкальная физкультминутка «Паучок», ритмическое упражнение «Листья».
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о насекомых, заучивание игры с пальчиками, изобразительная деятельность.
Используемые средства и приемы: проблемные ситуации, словесные игры, сюрпризный момент, мультимедийные технологии, самомассаж.
Материал к занятию: игрушки «Насекомые», контейнер с песком, игрушка-муравей, компьютерная презентация, музыкальное оборудование, листы для графической работы по ориентировке в пространстве.
Последовательность действий.
1. Организационный момент.
Дети заходят и останавливаются перед полкой с книгами.
Психолог: В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом.
Обложку – дверь откроешь второпях,
И ты вошёл, и ты – уже в гостях…
2. Знакомство с книгой, постановка проблемы.
Стук в дверь.
Психолог: Ой, кто это? (Игрушка Муравей). Кто это такой? (Муравей). Он вышел из книжки, чтобы пригласить вас в путешествие. Ребята, кто его узнал? Это маленькое, но очень трудолюбивое насекомое. Он герой книги В. Бианки «Путешествие Муравьишки». Найдите её среди других.
Ученики находят книгу и приглашаются к столу, где каждому предложена книга.
3. Ритмическая пауза.
Дети открывают книгу. Звук ветра.
Психолог: Что происходит? Это ветер. Не пугайтесь – так начинается путешествие муравья. Давайте прочитаем, как все произошло.
Дети читают двустишие в книге. Педагог добавляет текст из сказки.
Полетели листья – Желтые и красные. (Бежим врассыпную по залу. Листья над головой).
Закачались листья. Все такие разные. (Бежим и качаем листьями над головой).
Подул ветерок, листья закружились. (Кружимся. Руки в стороны).
И у дорог мягко опустились. (Плавно приседаем и опускаем листья на пол).
Повторить упражнение два раза. На повторе кружиться в другую сторону.
4. Развивающие упражнения. Решение проблемной ситуации.
Психолог: Где же Муравьишкин дом? (Посмотрели направо, посмотрели налево). Как попасть ему домой. Кто поможет? Кто спасёт? Кто до дома довезёт? (Дети предлагают варианты). Обратимся к нашему путеводителю.
Дети перелистывают книгу.
Смотрит Муравьишка: вот… Кто мимо ползёт? Чтобы узнать, надо прочитать. (Дети читают строчки в книге). Какой Землемерчик? (Ответы детей). Как ползёт?
Упражнение для развитие мелкой моторики «Землемерчик»: дети вытягивают кисть, измеряя расстояние большим и указательным пальцами, большой палец подтягивая к указательному. Аналогично выполняют со средним и большим, с безымянным и большим, мизинцем и большим.
5. Самомассаж.
Психолог: Удобно ли ехать муравью? Быстро он двигается?
Дети: Нет.
Психолог: И Землеерчику тяжело.
«Стоп! По сену на лугу
Проползти я не смогу.
Поищи себе коня попроворнее меня!»
Огляделся муравей…
Переворачиваем страницу. «К пауку бежит скорей…» Психолог показывает изображения пауков. Посмотрите, какие бывают разные грозные пауки! Паук проворнее землемерчика. У него длинные, быстрые ноги. Давайте сосчитаем, сколько их? Дети укладывают мизинцы на крайнюю ногу, соответственно остальные пальцы на другие и считают.
У паучков очень активная жизнь. Поиграем в паучков?
Одна из ручек (или рука взрослого) – веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который гуляет «по ветке».
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. Хлопаем ладонями по коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).
Паучок ползёт опять, Действия как в первой строке.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. «Паучки» ползают по голове.
6. Голосовая зарядка.
Психолог: Не довёз Муравьишку проворный паучок. Возникло перед ним препятствие? Узнаем какое? Перевернём страницу.
Как стена забор стоит,
Кто ж его перелетит?
Прочитайте, как вышел из ситуации Муравьишка.
Дети читают текст.
Вот Кузнечик подскочил,
Крылья с треском распрямил…
Кузнечики очень музыкальные насекомые.
Игра «Необычная песенка». Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Психолог: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
7. Физминутка «Водомерки».
Психолог: Наш Кузнечик так старался, но пруд стал для него преградой. Кто же поможет нашему герою. Давайте перевернём страницу и узнаем. Дети читают текст.
Водомерки умеют шагать по воде как на ходулях. Сейчас мы превратимся в водомерок и попробуем прошагать как они.
Игра «Водомерки». Дети берут друг друга за пояс, ноги прямые, руки прямые. Шагают под музыку.
8. Развитие зрительно-пространственных ориентировок через формирование графического навыка.
Психолог: Даже жаль, что пруд так мал…
Огорчился Муравей, нужно дальше мне скорей.
Но не может по суше бегать Водомерка.
Солнце всё краснее. Тени всё длиннее.
Очень нужно Муравьишке вернуться домой. Быстрее переворачивайте страницу, там нас ждёт новый помощник. Кто же это? Дети читают двустишье.
Жук отправился в полёт.
Психолог: Чтобы Муравьишка быстрее долетел, нужно нарисовать жуку путь.
Ребятам выдаются листы с траекторией полёта жука в виде пунктира, по которому они должны обвести.
9. Развитие кинезиологических ощущений.
Психолог: Закрывают первый ход.
На посадку Жук идёт.
Скрылось солнце за горой,
Закрывают ход второй…
Только в этот самый миг
Муравей на землю – прыг!!!
Вот он и дома.
Прочитайте, что он сказал всем своим помощникам.
Дети читают.
Дома Муравьишка лёг спать, и приснились ему все друзья. Давайте еще раз вспомним, кто помогал Муравьишке в его путешествии.
Психолог зарывает фигурки в песок. Дети с закрытыми глазами находят их и называют.
10. Итог занятия.
Мы прошли с вами нелёгкий путь вместе с Муравьишкой. Представьте, что Муравьишка – это вы, а точнее, что вы – это Муравьишка. Выберите самого интересного «извозчика». Вам в вашем выборе помогут рисунки, которые нарисовали такие же дети, как вы.
Если вы после сегодняшнего занятия захотели побольше узнать про какое-нибудь насекомое, то в этом вам помогут энциклопедии, которые вы всегда можете взять в библиотеке.
Дети выбирают картинки с изображением насекомого – лучшего помощника. Психолог благодарит всех детей за занятие.
Занятие с детьми
по сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Программное содержание.
Образовательные цели: развивать и закрепить знания о внутренней и внешней красоте, о добре и зле.
Развивающие цели: формировать представления о различных качествах личности, развивать логическое мышление с использованием тактильной книги братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Воспитательная цель: расширять представление о внешней и внутренней красоте.
Коррекционная задача: развивать тактильно-двигательное восприятие, поддерживать речевую активность.
Двигательно-оздоровительные мероприятия: физкультминутка «Маленький гном».
Предварительная работа: чтение книги, отгадывание загадок, беседа о положительных и отрицательных качествах человека.
Используемые средства и приемы: беседа, соревновательный момент, отгадывание загадок, игры.
Материал к занятию: пазл «Белоснежка», лист с изображением гнома и образца, по которому нужно дорисовать его детали, изображение героев сказки и их контуры(тени).
Последовательность действий.
1. Организационный момент.
Дети заходят, рассаживаются на места за столом.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Сегодня у нас будет занятие по одной очень известной сказке, а по какой, вы угадаете, если соберете пазл.
2. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез).
Детям раздаются картинки, разрезанные на 10 частей. Необходимо собрать целый рисунок.
Психолог: Замечательно! Вот вы и догадались, какую книжку мы сегодня будем читать.
3. Знакомство с книгой «Белоснежка и семь гномов», постановка проблемы.
Психолог: Вы уже читали такую книжку? Знаете, кто написал эту сказку? (Братья Гримм).
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что такое красота? Какого человека мы считаем красивым? Что помогает человеку быть красивым? Ответы детей.
Действительно, кому из нас не хотелось бы быть красивым, обаятельным, уверенным в себе, способным непринужденно вести себя в любой обстановке. Все это возможно, но только при особом внимании к себе. Стремление к красоте вполне естественно. Всегда во все времена люди хотели выглядеть привлекательнее, моложе. Для того, чтобы быть красивым человеком, вовсе не обязательно иметь черты лица, строго соответствующие классическим канонам.
Внешний вид – это то, что сразу же бросается в глаза и очень многое говорит о человеке. Опрятный человек всегда вызывает чувство симпатии. Например, с неаккуратными и грязными детьми редко кто желает играть или даже сидеть рядом.
Итак, нас ждет следующее задание, чтобы выполнить его, нужно быть очень внимательным.
4. Развитие мелкой моторики, мыслительных операций.
Психолог: Сейчас я вам раздам листочки. Вам нужно внимательно посмотреть на то, что там изображено, догадаться, чего не хватает на правом рисунке, и дорисовать.
Дети выполняют задание.
Отлично! Вы все справились. Вы знаете, как зовут того гнома, которого вы только что дорисовывали. Его зовут Простак.
Психолог с детьми обсуждает имена каждого гномика. Почему у них такие имена, что они означают.
5. Развитие мыслительных операций, мелкой моторики.
Психолог: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими сыщиками! А искать бы будем тень.
На доске висят картинки персонажей из сказки, а у вас есть их тени. Вам необходимо найти тень для каждого персонажа.
6. Развитие внимания, памяти и мыслительных операций.
Психолог: Сейчас попробуйте догадаться, о каких героях сказки идет речь.
Она была подружкой гномов.
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка).
Она красива и мила и имя ее от слова «зола». (Золушка).
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка).
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон).
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас Барабас).
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это? (Буратино).
Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей. (Крот).
7. Физкультминутка «Маленький гном».
Жил-был маленький гном Присели, встали.
С большим колпаком. Вытянули руки вверх, соединили ладони.
Он был путешественник-гном. Руки на пояс, шаги на месте.
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! Пряжки на месте.
И на стрекозе летал: Машем руками.
Ух, высоко! Встаем на носочки.
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль-буль-буль! Имитируем руками плавательные движения.
Ездил он на черепашке:
Топ-топ-топ! Руки на пояс, шаги на месте.
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, Наклоны в стороны.
Снова утро к нам придет, Руки вверх, в стороны, вниз.
Гном опять в поход пойдет! Руки на пояс, шаги на месте.
8. Итог занятия.
Психолог: Ну, вот наше занятие подходит к концу. Мне было очень приятно с вами заниматься. До новых встреч!
Занятие с детьми
по книге «Костюм для Деда Мороза»
Программное содержание.
Образовательная цель: изучение цветов.
Развивающие цели: развивать умение дифференцировать цвета, навык работы в группе.
Воспитательная цель: воспитание интереса к образовательному процессу.
Коррекционная задача: развивать тактильно-двигательное восприятие, цветовое восприятие, тонкую и мелкую моторику рук.
Материалы к занятию: карточки с изображением цветов, книга «Костюм для Деда Мороза», пальчиковые краски, листы с изображением разноцветных елочных шариков. Игрушечный Дед Мороз.
Предварительная работа: беседа о цветах, заучивание семи цветов радуги.
Используемые средства и приемы: беседа, изобразительная деятельность.
Материал к занятию: пальчиковые краски, карточки с изображением цветов, игрушечный Дед Мороз и шубки для него разных цветов.
Последовательность действий.
Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года за окном? (Зима). Какой сейчас месяц? (Декабрь). Верно, какой праздник приближается к нам? (Новый год). Кто же самый главный на этом празднике?
Послушайте загадку.
Он и добрый,
Он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит
Сейчас на праздник,
Кто же это? ... (Дед Мороз).
Верно! Это Дед Мороз. У него длинная борода, белые усы, красный нос. Какая у него шуба? Длинная, теплая, мягкая.
Хотите узнать, что случилось с Дедушкой? Тогда давайте найдем книгу, которая называется «Костюм для Деда Мороза». Дети ищут на столе среди других книг нужную.
Ученики находят книгу и приглашаются к столу, где каждому предложена книга.
Какой костюм у Дедушки Мороза? Во что он одет? Указывает на игрушку. Верно, он одет в шубу красного цвета.
Откроем первую страничку, кто там изображен? (Дед Мороз). Ребята могут называть все предметы, нарисованные на странице. Ребята, посмотрите Дедушка Мороз веселый? (Нет). Он грустит. Давайте изобразим, как он грустит. (Психолог показывает мимикой грусть). Дед Мороз грустит, потому что он хочет себе новую шубу! Давайте потрогаем его прежнюю, старую шубу. Какая она на ощупь? (Мягкая).
Давайте перевернем страничку. Теперь Дедушка Мороз решил померить новую шубу. Какого она цвета? (Белого). Что еще на этой картинке такого же цвета? (Медведь, снег). Психолог в этот момент просит одного из ребят переодеть Деда Мороза в белую шубу.
На третьей страничке Дедушка Мороз надел уже новую шубу. Какого она цвета? (Зеленого). На кого похож Дедушка? (На елку). Верно. Елка, какая на ощупь? (Колючая). Да, и шуба у него тоже колючая. Психолог просит следующего ребенка переодеть Деда Мороза в шубу зеленого цвета.
Переворачиваем страничку. Снова Дед Мороз сменил шубу. Какого она цвета? (Розового). Потрогайте, какая она гладкая. На кого похож Дед Мороз? (На клоуна). Выходит следующий ребенок и переодевает Деда Мороза в шубу розового цвета.
На пятой страничке Дедушка в мягкой шубке какого цвета? (Желтого). Какой Дед Мороз? (Пухлый, яркий). Можно расположить на доске картинки с разными предметами и спросить, что бывает еще желтого цвета. Необходимо, чтобы ребята называли предметы. На странице, рядом с Дедушкой есть еще одна шуба, какого цвета? (Оранжевого). Верно!
Переворачиваем страничку. Какого цвета шубка у Дедушки на этой страничке? (Фиолетовая). Потрогайте, какая она на ощупь. Выходит следующий ребенок и переодевает Деда Мороза в шубу фиолетового цвета.
Давайте попробуем найти этот цвет среди других. Я разложу перед вами картинки с цветочками. Найдите среди них фиолетовые цветы.
Психолог выкладывает перед ребятами листы с изображением цветов. Задача детей найти цветы нужного цвета.
Перевернем страничку! На ней нас ждет Дедушка Мороз в новой шубе. Какого она цвета? (Синего). Психолог просит переодеть Деда Мороза в шубу синего цвета.
Что еще бывает синего цвета? (Море, небо). Правильно! А кто живет в море? (Дельфин, кит, и др.). Верно! Давайте раскрасим кита, которого я для вас приготовила! Но только делать это бы будем не обычным образом. Сегодня вместо кисточек мы будем раскрашивать просто нашими пальчиками! Детям выдается крупное изображение кита. Они раскрашивают его пальчиковыми красками.
Какую же шубу выбрал Дедушка в конце нашей книжки? (Красного цвета).
Сейчас я раздам вам листочки, на них несколько елочных шариков. Давайте посчитаем, сколько их. (Ответы детей). Вам нужно найти шарики одинаковых цветов. Все шарики красного цвета, все шарики синего цвета, зеленого, желтого и розового. Посчитайте, сколько шариков каждого цвета. Отлично! Молодцы!
Наше занятие подошло к концу! До новых встреч!
Список литературы
1. 1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – СПб.: Нева, 2006. – 240 с. – (Программа развития и обучения дошкольника).
2. Иванова, Л. Стихи с движениями: пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет: [комплект карточек] / Лариса Иванова. – СПб.: Речь, 2011. – [20] карт.: ил.
3. Пятница, Т. В. Пальчиковые игры и самомассаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005. – 24 с.
4. Развивающие загадки для малышей / ред.-сост. Г. П. Шалаева. – М.: АСТ слово, 2009. – 32 с.
5. Физкультминутка / сост. Г. А. Фролова. – М.: Карапуз, 1998. – 17 с.
Содержание
Введение 3
Краткий анализ книг 5
Действия, выполняемые ребенком при работе с изданиями 6
Общие рекомендации по подготовке к работе с книгами 7
Методические рекомендации к книгам с учетом возрастных особенностей детей с нарушениями и времени наступления дефекта 9
Раннее детство (от 0 до 3 лет) 9
Дошкольники (от 3 до 7 лет) 9
Школьники (от 7 до 12 лет) 10
Методические рекомендации к книгам с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями в развитии 12
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения при работе с книгами 12
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при работе с книгами 16
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными (сложными) нарушениями при работе с книгами 19
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, слуха при работе с книгами 22
Примерные конспекты занятий 25
Занятие с детьми по сказке В. Бианки «Приключение Муравьишки» 25
Занятие с детьми по сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» 30
Занятие с детьми по книге «Костюм Деда Мороза» 34
Список литературы 37